Мы в СМИ

Обзор Федерального закона от 31 июля 2019 г. №359-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»


Цифровая экономика на сегодняшний день является одной из ключевых сфер жизни, в которых развитие общественных отношений в геометрической прогрессии опережает развитие законодательного и нормативного регулирования. Во многом, такое положение вещей вызвано тем, что ключевые государственные управленцы на разных этапах придерживались политики непризнания развивающихся отношений в цифровой среде.

Например, Председатель Банка России, на который возложена функция финансового мегарегулятора, Э.С. Набиуллина в ряде выступлений подчеркивала, что криптовалюты имеют суррогатный характер и признаки финансовых пирамид, несут в себе риск подрыва денежного обращения (выступление Московском финансовом форуме 8 сентября 2017 г., источник – Издательский дом Коммерсанъ). Она также исключала возможность использования криптовалют в проведении расчетов, возможность выпуска национальной криптовалюты (выступление на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 10 октября 2019 г., источник – Информационное агентство ТАСС).

Вместе с тем, с 1 января 2021 г. отношения в сфере цифровых финансовых активов претерпели существенные изменения и получили значительный импульс для развития дальнейшей правоприменительной практики. Речь идет о вступлении в силу Федерального закона от 31 июля 2019 г. №359-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрение законопроекта длилось с марта 2018 года, когда он был внесен в Государственную Думу депутатами Комитета по финансовым рынкам.
Теперь на законодательном уровне закреплены такие цифровые финансовые инструменты как цифровые финансовые активы и цифровая валюта.

Под цифровыми финансовыми активами (далее – ЦФА) понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА в порядке, установленном законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, иностранного государства, международной денежной или расчетной единицей. Сама же организация выпуска цифровой валюты признана услугами, направленными на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, или информационных систем или комплексов программно-аппаратных средств, находящихся в Российской Федерации.

Законом закрепляется понятие оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА и на которого возлагается ряд обязанностей и ограничений при их выпуске и обращении. Права, удостоверенные ЦФА, возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в которой осуществляется выпуск ЦФА, записи об их зачислении указанному лицу. Вид и объем прав, которые удостоверяют ЦФА, предусматриваются решением о выпуске. ЦФА учитываются в информационной системе в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы.

В законе сделана важная оговорка о том, что понятие «бенефициарный владелец» применительно к ЦФА используется в значении, законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Таким образом, заложена единая база для пресечения незаконных операций с ЦФА.

На операторов информационной системы законом возложена обязанность по предоставлению информации о записях и их обладателях (с соблюдением определенных условий): по требованию суда, органа, принимающего меры по противодействию легализации преступных доходов, органов предварительного следствия, органов оперативно-разыскной деятельности, по запросам в целях противодействия коррупции, по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства в отношении обладателя ЦФА, а также по требованию регистратора (депозитария), в котором открыт лицевой счет (счет депо) ЦФА.

Термины цифровых финансовых активов и цифровой валюты теперь содержатся в других ключевых для экономической деятельности законах: «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Об исполнительном производстве».

Таким образом, цифровые финансовые активы и цифровая валюта стали полноценными объектами гражданских прав и предметом экономического оборота. Лица, участвующие в обороте ЦФА и цифровой валюты, получили возможность защиты своих прав и интересов, одновременно приняв обязанность соблюдения установленных норм и правил в этой сфере. Закон о ЦФА является стартом в развития нормативного регулирования связанных с ними отношений. Полагаем, что со вступлением в силу закона о цифровых финансовых активах произошёл фундаментальный сдвиг, который уже в обозримом будущем существенно преобразит повседневную экономическую среду.



Автор: Александр Барышев, руководитель проекта
Ссылка на источник: Журнала «Управление персоналом»