Мы в СМИ

Что ждет Россию после выхода из ВТО?

Экспертный комментарий для Право.ru
⏱ Время чтения: 5 мин.

Ключевые слова: санкции, последствия выхода России из ВТО, изъятие из режима наибольшего благоприятствования.

— Что такое режим наибольшего благоприятствования и как его приостановка влияет на продажу товаров и их цену? Соответствует ли подобная мера условиям соглашений ВТО?


Режим наибольшего благоприятствования заключается в том, что любая льгота или привилегия, предоставленная одним государством-членом ВТО товару, услуге или поставщику услуги другого государства, немедленно и безусловно распространяется на остальных членов ВТО (за исключением определенных правилами ВТО изъятий из режима наибольшего благоприятствования).

Имеющиеся изъятия из режима наибольшего благоприятствования в первую очередь направлены на защиту государств с относительно слабой экономикой (например, развивающихся стран или так называемых «малых экономик»). Очевидно, что США или Япония, объявившие о том, что режим наибольшего благоприятствования больше не распространяется на товары из России, к таким странам не относятся.

Второй основной круг изъятий из режима наибольшего благоприятствования направлен на поддержание региональной торговли, например, разрешается создавать таможенные союзы. В этом случае льготы, предусмотренные для участников союза, распространяются только на них и не применяются ко всем государствам-членам ВТО.

Таким образом, изъятия из режима наибольшего благоприятствования не нацелены на какое-либо искусственное затруднение торговли. Они допускают только так называемую позитивную дискриминацию и используются исключительно как мера поддержки и защиты. Применение этих мер не должно быть средством произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли.

По общему правилу, если государство-член ВТО предоставляет для товаров, услуг или поставщиков другого государства какие-либо льготы или привилегии, то остальные товары, услуги или поставщики из всех остальных государств-членов ВТО автоматически получают такие же льготы и привилегии. Данный режим позволяет исключить негативную дискриминацию между иностранными товарами, услугами и поставщиками и ставит их в равные условия.

Поскольку за эталон принимается наиболее выгодный режим, действующий в отношении иностранных товаров, услуг и поставщиков (который по сути включает в себя все действующие преференции), данная мера позволяет уменьшить количество и качество барьеров в международной торговле (например, снижается размер пошлин), что уменьшает издержки. Соответственно, стоимость товаров для конечного потребителя становится ниже, а для компаний, в свою очередь, упрощается вход на рынки иностранных государств.

ВТО была создана для либерализации торговли. Хотя правилами ВТО предусмотрена возможность введения торговых ограничений, такие ограничения впоследствии могут быть оспорены. Для урегулирования споров в ВТО предусмотрен специальный механизм. При этом обосновать введение запрета достаточно сложно. Как правило, для этого ссылаются на опасность товара для здоровья, религиозные соображения или мораль.


Например, в знаменитом споре, связанным с запретом ЕС на ввоз товаров и продукции из тюленей, представители стран ЕС смогли доказать суду, что население уже давно обеспокоено жестокостью применяющихся методов промысла, а любой иной способ добычи считает негуманным, поскольку тюлени относятся к существам, наделенным сознанием. Данный запрет в итоге был признан обоснованным и соответствующим требованиям, установленным в ст. XX ГАТТ.

— Нарушают ли санкции, введенные против России, ее компаний и граждан, условия соглашений ВТО?


Возможность введения экономических санкций по политическим причинам могут объяснять при помощи ст. XXI ГАТТ «Исключения по соображениям безопасности», которую используют для введения торговых ограничений «для защиты суверенных интересов своей безопасности». Данный термин не определен ни в одном из документов ВТО, и потому каждое государство понимает его по-своему.

Тем не менее, вопрос о том, действительно ли данная статья позволяет вводить торговые ограничения по политическим причинам, долгое время является дискуссионным. В первую очередь это связано с тем, что ВТО создавалась для либерализации торговли, в то время как санкции направлены на ее ограничение.

В статье [1], опубликованной в журнале Global Dialog ещё в 2000 году, Маартен Смеетс (на тот момент советник ВТО) пришел к выводу о том, что введение торговых ограничений в результате политических решений прямо противоречат фундаментальным принципам торговой системы ВТО.

По словам экс-директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Медведкова [2], механизма для исключения государства-члена из ВТО фактически нет, а исключение России из ВТО «не имеет каких-либо серьезных шансов на реализацию».

— Какими будут последствия выхода России из ВТО? Есть ли какие – либо способы минимизировать негативные последствия для РФ?


Добровольный выход России из ВТО возможен в силу ст. XV Устава ВТО. Однако необходимо отметить, что данная статья лишь декларирует возможность выхода любого государства-члена из ВТО, но не содержит какого-либо механизма, позволяющего это сделать.

Более того, до сих пор ни одно государство не инициировало выход из ВТО (хотя некоторые заявляли о таких намерениях, например, США [3]).


Тем не менее, довольно сложно предсказать, как на практике может быть организован выход России из ВТО: возможно, в данном случае хватит и стандартной процедуры выхода из международных договоров, или же придется сначала создать и закрепить соответствующим образом процедуру выхода из ВТО и только потом выйти из организации. Вероятно, до соблюдения дальнейших формальных процедур заявление о выходе России из ВТО должно выполнить функцию документа-основания прекращения следования правилам ВТО.

Для оценки последствий выхода России из ВТО необходимо не только знать, с какими целями Россия вступала в организацию, но и оценить, были ли они достигнуты. До подведения итогов такой оценки можно лишь отметить, что для государства, вышедшего из ВТО, перестанут действовать все соответствующие соглашения, упрощающие торговлю со всеми государствами-членами ВТО.

Барьер между Россией и странами-участницами ВТО, предположительно, усложнит, но не сделает невозможной по умолчанию торговлю товарами и услугами между ними.


Насколько будет преодолим этот барьер, зависит в значительной степени от готовности к диалогу стран-контрагентов и надгосударственных образований, в которые эти страны входят. При этом контакты России в сфере международной торговли не ограничивались ВТО. По всей видимости, усилится взаимодействие в сфере торговли и разработка правил и механизмов на базе других площадок, таких как БРИКС и ЕвразЭС.

Автор: Анастасия Гончарова