Мы в СМИ

Судебные споры, осложненные иностранным элементом

Экспертный комментарий для Право.ru
⏱ Время чтения: 4 мин.

Ключевые слова: санкции и контрсанкции, споры с иностранным элементом, споры с лицами из недружественных стран, публичный порядок.

Некоторая неопределенность и интрига, существующие сейчас в судебных спорах, осложненных иностранным элементом, чем-то напоминают начало пандемии COVID-19: пока ничего не понятно, но уже очень интересно, какая практика сложится и какое регулирование будет введено (если будет). Имеющаяся сейчас практика неоднозначна и неоднородна, а недавно вынесенные решения ещё могут быть отменены вышестоящими судами.

В отсутствие единообразного подхода в любом споре, осложненном иностранным элементом, могут возникать различные сложности, начиная от процессуальных моментов и заканчивая рассмотрением дела по существу, например:

  • Извещение о дате, времени и месте судебного заседания может доставляться до иностранного лица дольше обычного. При этом отправление документов при помощи курьерской службы не панацея – к сожалению, такие службы могут не доставлять посылки в определенные регионы мира в связи с текущей обстановкой. Таким образом, есть вероятность, что суду придется откладывать заседание до тех пор, пока он не получит доказательств надлежащего извещения иностранного лица.

  • Представительство в суде также может стать проблемой для иностранного лица. Во-первых, у него могут возникнуть сложности при оплате услуг представителя в связи с действующими валютными и платежными ограничениями. Во-вторых, поскольку перемещение между различными государствами в настоящее время затруднено, оформление доверенности также может занимать больше времени, чем обычно.

  • Появляются новые акты, которые иначе регулируют те или иные отношения, например, разрешают так называемый «параллельный импорт»[1]. Такое изменение регулирования может привести к изменению уже сложившейся судебной практики по определенным категориям споров. Возможно, что новая практика пройдет по не самому очевидному пути, а решение суда окажется для сторон спора весьма неожиданным.

Тем не менее, в законы не вносилось никаких изменений, влияющих на статус иностранных лиц в судебных процессах. Действующее законодательство не содержит предпосылок для появления национального уклона в спорах, осложнённых иностранным элементом. Судебная практика по разрешению таких споров, в том числе споров с лицами из недружественных стран [2] или спорами, так или иначе связанными с недавно введенными санкциями и контрсанциями, ещё только формируется.

Поэтому все сложности, которые могут возникнуть в процессе разрешения споров, осложненных иностранным элементом, будут носить скорее технический характер, а их основным последствием может стать увеличение сроков судебного разбирательства.


Также существует риск получить «неожиданное» судебное решение, однако необходимо помнить, что такой риск существует практически в любом, даже в самом стандартном и рядовом споре.

Исполнение решений зависит прежде всего от того, какой орган вынес такое решение. Для решений российских судов, которые исполняются на территории России, ничего не изменится. Если же речь идет о признании и исполнении решения в иностранном государстве, в таком случае возможны определенные сложности:

  • Признание решений государственных судов (как российских решений за рубежом, так и решений иностранных судов на территории России) по процедуре, предусмотренной договором о правовой помощи, по-прежнему возможно. Поскольку процедура признания и приведения в исполнения решения довольно формальная, основных сложностей всего три. Во-первых, необходимо максимально корректно подготовить пакет документов для данной процедуры. Во-вторых, необходимо учитывать, что документы могут доставляться в компетентный суд дольше, чем обычно из-за сложностей с логистикой. Два эти риска являются скорее «техническими», в то время как третий риск является самым существенным. Дело в том, что одним из оснований для отказа в признании и приведении в исполнения решения является нарушение публичного порядка той страны, в которой запрашивается такое признание и исполнение.

То есть, если суд (не важно, российский или иностранный) решит, что признание и/или исполнение решения нарушает публичный порядок страны суда, то он откажет в признании и исполнении решения. Поскольку строгого определения публичного порядка не существует, присутствует риск довольно вольной и политической трактовки данного основания для отказа. Однако это палка о двух концах: теоретически это позволяет и иностранным судам не признавать решения российских государственных судов, и российским судам не признавать решения иностранных государственных судов.


  • Признание решений государственных судов в отсутствие договора о правовой помощи осуществляется на основе принципов международной вежливости и взаимности. Доказать, что данные принципы соблюдались, всегда было весьма сложной задачей. Например, немецкие суды довольно долгое время придерживаются мнения, что Россия не соблюдает в отношении Германии принципы вежливости и взаимности, что закреплено в судебных актах высших судов. Поскольку договор о правовой помощи между Россией и Германией отсутствует, такая позиция немецких судов делает невозможным признание и исполнение решения российского государственного суда на территории Германии. Аналогично, решения немецких государственных судов вряд ли будут признаны российскими судами, ведь принцип взаимности может работать только в обе стороны. Текущее события никак не влияют на сложившуюся ситуацию.

  • Признание решений иностранного арбитража (третейского суда) осуществляется по процедуре, предусмотренной Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.). Процедура, предусмотренная ей, похожа на процедуры признания решений государственного суда, содержащиеся в договорах о правовой помощи. Поэтому основные сложности признания иностранного арбитражного решения такие же, как для признания решения иностранного государственного суда: корректное оформление пакета документов, задержки почтовой или курьерской доставкой документов, и нарушение публичного порядка. Последнее в данном случае также является самым существенным риском. Если же страна вынесения арбитражного решения и страна, в которой это решение необходимо признать и исполнить, не являются членами данной конвенции, то признать иностранное арбитражное решение очень непросто. Конечно, можно попробовать применить обычаи, принципы международной вежливости и взаимности, однако, как уже говорилось выше, доказать это весьма затруднительно.

[1] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506
[2] Распоряжение от 5 марта 2022 года №430-р

Автор: Анастасия Гончарова